Представьте себе председателя Федеральной резервной системы, которому удалось вывести страну, до сих пор нервно кусающую ногти и ерзающую на краешке стула, из финансового кризиса, грозящего обернуться Великой депрессией II. Стабилизировав финансовую систему и добившись баланса финансовых институтов, он начинает искать способ предотвратить повторное возникновение случившегося. У него есть несколько вариантов: ....
- Предложить идею, что выявлению и своевременному предотвращению следующего кризиса будет способствовать новый набор регулятивных органов с более широкими контрольными полномочиями;
- Закрыть глаза и надеяться, что этого не случиться снова;
- Построить эконометрическую модель для выявления финансового кризиса;
- Сосредоточиться на предупреждении проблем.
Правильный ответ - № 4. К сожалению, глава ФРС Бен Бернанке и его комитет по разработке политического курса склоняются к варианту № 1. Бернанке, выступая на слушаниях перед Банковским комитетом Сената, посвященных его повторному назначению на должность главы ФРС, не переставал повторять, что в качестве "первой линии обороны" против пузырей он отдает предпочтение регулированию, а не предупреждению при помощи высоких процентных ставок. "Принимая во внимание уроки прошлого кризиса, мы должны разработать предупредительный и комплексный подход к регулированию с целью раннего выявления назревающих проблем и принятия оперативных и эффективных контролирующих мер", - сказал Бернанке в рамках подготовленного выступления. Другими словами, он предлагает использовать тот самый подход, который показал свою несостоятельность, но только в более крупных масштабах.
Развитие финансовой ситуации
Он не "исключает использование денежно-кредитной политики", если пузырь активов начнет угрожать двойной задаче ФРС, связанной с обеспечением стабильности цен и полной занятости. Более того, ни слова не было сказано о том, какую роль сыграли процентные ставки в неограниченном кредитовании, вызвавшем пузырь на рынке жилья, а также не было проведено связи между денежно-кредитной политикой с одной стороны и ценами на активы с другой. Даже при наилучшем развитии событий регулирование не решит проблемы, вызванные печатным станком ФРС. И даже если в состав ФРС будет входить масса специалистов по решению проблемы пузырей, все равно финансовые инновации и изменения восприятия риска будут идти на шаг впереди. Абсолютно никто, начиная от бывшего главы ФРС Алана Гринспена, домовладельцев и ипотечных кредиторов до органов по безопасности, специалистов по риску и инвесторов не понимал, чем обернутся падающие по всей стране цены на недвижимость для финансовой системы. Будет ли в следующий раз все по-другому?
Замаскированный динамит
Представьте себе монетарную политику в виде шашки динамита. Если поджечь фитиль (что равносильно созданию в ФРС резервов, т.е. сырья для денег), его будет очень сложно потушить. Банковские регуляторы могут в один голос просить не делать этого, но того требуют факторы, стимулирующие процентную ставку. На данный момент банки не извлекают выгоды из спрэда между ставками кредитования и заимствования, ограничиваясь в своих приобретениях казначейскими облигациями США с низким риском. Но фитиль продолжает дымиться. Насколько проще, да и дешевле, предупреждать пузыри кредитования (и все другие виды пузырей), финансируя измерительную систему, которая в некоторой степени ограничивает свободу действий в денежно-кредитной политике. Бернанке, как никому другому, нужно понять это. Он пришел в ФРС, ратуя за принятие политики открытых целевых показателей инфляции. Однако когда дело доходит до пузырей активов, он предпочитает сохранять секретность, а не следовать политическому правилу. Не поймите меня неправильно. Бен Бернанке достоин любви и уважения. Возможно, он самый подходящий человек на эту должность, и все говорит о том, что Сенат утвердит его на второй четырехлетний срок.
Деньги и кредит
Похоже, представители ФРС считают, что раз пузыри сложно идентифицировать заранее, а процентные ставки - ненадежный инструмент, монетарная политика должна носить агностический характер в том, что касается вопроса пузырей. Проблема в следующем: у экономистов нет моделей, которые позволяют прогнозировать, насколько повысятся процентные ставки, если цены на активы или кредитное плечо выйду из-под контроля. Ну и что? У них даже нет моделей, позволяющих рассчитать увеличение процентных ставок в случае, если сама экономика выйдет из-под контроля. Но это никогда их не останавливало! Если представители ФРС знали, как управлять ставкой по федеральным фондам, чтобы поддерживать развитие экономики с максимальными темпами, они бы не повысили ее 17 раз на 25 базисных пунктов с мая 2004 г. по июнь 2006 г. Они бы не понизили ставку 19 раз с мая 1989 г. по сентябрь 1992 г. Или 12 раз с января 2001 г. по май 2003 г. Никто не просит представителей ФРС коллективно ткнуть пальцем в небо и заранее предсказать пузыри активов. Все, что от них требуется, - это дать денежно-кредитной политике еще один шанс.
Каролина Баум,
По материалам агентства Bloomberg Источник: Forexpf.Ru - Новости рынка Форекс
"Одной рукой в ладоши не хлопают!" Стив Нисон
ОтветитьУдалить